Сайт селения Верхняя Балкария Черекского района КБР

Наш опрос

Оцените мой сайт

Всего ответов: 10332

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тысячи воздушных миль Алия Гузоева

Тысячи воздушных миль Алия Гузоева

 

 

Преодолеть земное притяжение и взвыть к небесам - мечта, которая преследует человечество со времен легендарного Икара. Герой нашей статьи, без сомнения, достиг этой цели. Это Алий Гузоев - командир самого совершенного на сегодня самолета Боинг-747.

Родился Алий в Алма-Ате. Здесь же окончил республиканскую физико-математическую школу и решил во что бы это ни стало стать летчиком. "Я обычный деревенский парень, ходил, грубо говоря, за баранами. А тут самолеты! Замыслил стать военным летчиком, но по своей глупости не прошел медкомиссию. Хотел показаться здоровее, чем есть на самом деле, и выпятил грудь. Врачи в этом усмотрели некую деформацию грудной клетки", - смеется он.

Достижение желаемого требует немало усилий. Парню пришлось выказать силу характера, ведь родители не одобрили выбор единственного сына. Да и в первый год его постигла неудача: не прошел по баллам, хотя сдал экзамены неплохо, а по математике получил даже четверку. Та же история и во второй год, но на этот раз ему предложили по результатам полученных баллов отучиться на диспетчера. Летать тоже можно, но в качестве штурмана. Таким образом, Алий оказался в Рижском летном техническом училище. Окончил его в 1982 году и получил диплом с отличием. Но останавливаться на этом он и не собирался, ведь его мечта - летать!

В тот же год он поступает в Актюбинское высшее летное училище. "К экзаменам не готовился: была сенокосная пора. Буквально оттуда и поехал на экзамены. Первым сдавали письменно математику. В школе нас научили не просто решать задачи, мы мыслили математически. Поэтому я без труда ответил на все вопросы, но получил тройку, хотя не допустил ни одной ошибки", - вспоминает он. А получилось все так: он сделал пару помарок, а времени оставалось много, вот и решил переписать работу начисто. "Парень - казах, который сидел позади меня попросил дать списать. Я, ничего не подозревая, передал ему черновик, а он долго не думая, сдал его под своей фамилией. Почерк двух работ одинаковый, разбираться не стали, и поставили обоим тройки. Так мне пришлось сдавать вместо положенного одного экзамена все четыре", - смеется Алий.

По признанию нашего героя, годы учебы в Актюбинске очень похожи на фильм "Гусары": ни дня без приключений. Много чего было, признает он, пару раз даже отчисляли, но не за неуспеваемость, а за твердость характера. Училище - это военная дисциплина: наряды, муштра на плацу, плюс учеба, - и все взаимосвязано. Послабление одно другому не дает: не сдал экзамен, потому что был в наряде, можешь быть отчислен, либо учил уроки и не лег вовремя спать - нарушил дисциплину. Как-то сменившиеся с наряда ребята решили немного отдохнуть и выпить. По стечению обстоятельств наш герой, хотя не пил и занимался спортом, оказался с ними в одной каптерке. Шум привлек внимание дежурного по училищу офицера. "У одного из курсантов было много нарушений, он испугался, да так, что решил выбраться в окно и сорвался с четвертого этажа.

"Скрываться дальше не было смысла, - вспоминает Алий. - На следующий день на построении перед всем училищем я, как старшина роты, должен был доложить о происшествии и назвать всех ребят. Но я же горец, и не могу предать своих товарищей! Кавказец этим и отличается, что не потеряет честь ни при каких обстоятельствах. Я горжусь тем, что я балкарец, тем, что в меня вложили отец и мать. Я терял мечту и понимал это, но шел на этот шаг осознанно".

Только вмешательство комсомола и начальника училища спасли его. "Прихожу я к начальнику училища Михаилу Митяшину со словами: "Хочу летать!", - продолжает он. - Его ответ я запомнил на всю жизнь: "Бывают летчики, которые боятся легкого облачка, но некоторые лезут в грозу. Знай, за кого суешь голову!"

После учебы по распределению Алий оказался в Северо-Кавказском управлении гражданской авиации. По совету товарищей попросился в Элисту, где более девяти лет пролетал на ЯК-40. Затем перевелся в Нальчик. Здесь переучился на ЯК-42. Будучи командиром экипажа, возил прежнего президента КБР Валерия Кокова, футбольную команду "Спартак". В Кабардино-Балкарии Алий оказался в тяжелые 90-е. "Это были неспокойные годы, - говорит Алий. - Могло сложиться так, что я пошел бы по другому пути. Но два очень уважаемых мною человека поддержали меня тогда, и я благодарен академику Михаилу Залиханову и Суфьяну Темиржанову за это".

Каждый полет - это своего рода экзамен. В практике Алий были и чрезвычайные ситуации. "Везли мы футбольную команду "Жемчужина" из Сочи в Нальчик. Над Кисловодском нас накрыла гроза. В районе Минеральных Вод сильный дождь, справа горы, - выхода нет. Самолет не просто болтается, его трясет. Поэтапно снижаясь, вышли из ситуации. Только мы так садились, что один из футболистов отказался возвращаться обратно на самолете, испугался наверно, - говорит Алий. - В воздухе неоткуда ждать помощи, надо мобилизовать все свои силы, а паника только усугубит ситуацию".

Года через два экипаж вместе с самолетом ЯК-42, на котором летал Алий, отдали в аренду в московскую компанию. Затем Гузоев переходит в "Авиаэнерго" РАО ЕС России, где два года летает на ТУ-154. Работая там, сдает экзамены в "Аэрофлот" на право управления 747-м Боингом. "Боинг-747 - на данный момент в гражданской авиации потолок, лучше машины еще не придумано! Взлетная масса самолета 377 тонн, груза он везет 110 тонн, другими словами два полностью снаряженных ЯК-42. Длина грузовой кабины - 70 метров", - говорит он.

Авиакомпания "Airbridgecargo", в которой сейчас работает наш герой, совершает грузовые перевозки. По международным договорам, посадки в России разрешены в одном из аэропортов: в Москве, Санкт-Петербурге либо в Красноярске. По расписанию пилоты из трех городов Китая (Пекин, Гонконг, Шанхай) и двух городов Японии (Токио и Нагоя) перевозят грузы в Европу: в Германию, Нидерланды, Амстердам и Люксембург. Кроме того, совершают чартерные рейсы по всему миру.

"В феврале по чартеру я летал в Судан, в город Хартум. Здесь сливаются два Нила: Белый и Голубой. День был очень ясный. Пролетели над Индией, Индийским океаном, Аравийской пустыней, Средиземным морем. Красота потрясающая!", - вспоминает он.

Выбирая профессию, Алий даже не подозревал, что увидит так много интересного. "Гонконг и остальной Китай - абсолютно разные культуры, это отдельный островок со своими особенностями, с громадным количеством высоток, которые почти примыкаю друг к другу. Изумительное зрелище! Но Китай я не люблю из-за его воздуха. Германию выделил бы особенностями культуры. Немцы живут с уверенностью в завтрашнем дне. У них можно многому научиться, но мое глубокое убеждение, что лучше кавказских гор и добрее наших людей нигде нет! Я не стал бы жить ни в одной другой стране - в старости поселюсь как можно ближе к нашим горам", - говорит Алий.

Приезжая в Нальчик, признает он, видишь открытые лица, любой готов помочь даже незнакомцу. Такого давно нет ни в одной стране. "К сожалению, наша страна привыкла к потрясениям, но все же наши люди не озлобились, они лучше, чем где бы то ни было". Мне кажется, говорит Алий в конце нашей беседы, что мой народ немного растерян в последнее время. "Надо сплотиться, в меру своих сил помогать, поддерживать друг друга, - говорит он, - Я со своей стороны готов содействовать ребятам при поступлении в летное училище. Каждый, кто добился успеха в этой жизни, обязан помогать остальным. Только так мы сможем смотреть в глаза наших детей!".

  

www.elbrusoid.org

Фатима Тикаева,

Нальчик

 


Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz