Сайт селения Верхняя Балкария Черекского района КБР

Наш опрос

Оцените мой сайт

Всего ответов: 10332

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Абаева Ханифа Асланбековна



Одна из первых просвети­тельниц Северного Кавказа Ханифа АБАЕВА родилась в ауле Шканты Черекского ущелья Балкарии. Так случилось, что о ее жизни на родине сохранились чрезвычайно скудные сведе­ния. Гораздо лучше о деятель­ности Ханифы Абаевой знают в теперь уже независимом Азер­байджане. В декабре 1861 года отставной корнет русской службы и потомок балкарских таубиев Асланбек Абаев обратился к начальнику Кабар­динского округа генерал-майору князю Орбелиани с просьбой о зачислении его дочерей - десяти­летней Пашахан и восьмилетней Ханифы - в одно из учебных заве­дений Ставрополя или Тифлиса. Генерал был удивлен. В середине девятнадцатого века такая про­сьба от представителя одного из горских народов, да еще дворян­ского сословия - основного носи­теля местных традиций - звучала как минимум необычно. Но князь, будучи человеком прогрессивных взглядов, не стал ни отговаривать отставного корнета, ни ставить ему препоны в этом деле. Более того, в своем отношении на имя коман­дующего войсками Терской облас­ти Вахтанг Орбелиани поддержал Асланбека Абаева. Князь писал: "Асланбек Абаев во время нахож­дения на службе имел постоянное столкновение с людьми образован­ными, усвоил себе убеждение, что воспитание женщин в обществе так же необходимо, как и воспи­тание мужчин... Примеру Абаева, пренебрегшего фанатическими убеждениями своих единоверцев-магометан и закоснелыми пред­рассудками горцев, считающих женщин без права на образование и без голоса даже в семье, этот шаг, сделанный Абаевым, будет иметь благодетельное влияние на магометанский мир здешнего края. Дело я считаю столь важным, что не могу не выразить желания, что­бы разрешение на определение этих юных магометанок в заведе­ния последовало, по возможности в непродолжительное время". Слова князя Орбелиани об убеж­дениях просителя имеют под со­бой серьезное основание. Аслан­бек Абаев был одним из первых балкарцев, обученных российской грамоте и основам других наук. Первоначальное образование он получил еще в бытность амана­том в Георгиевской крепости. В дальнейшем он был определен в лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон, где в разные вре­мена проходили службу Шора Ног-мов, Хан-Гирей и другие предста­вители кавказской интеллигенции. Там Абаев и получил возможность общаться с людьми передовых взглядов. Но вернемся к Ханифе. Вопрос о зачислении дочерей Асланбека Абаева был решен положительно. Пашахан и Ханифа стали панси­онерками благотворительного общества Святой Нины в столице Кавказского наместничества Тифли­се. Обучение девочек оплачивалось из кабардинской общественной суммы. В документе о зачислении Пашахан и Ханифы, подписанном председателем Совета Благотво­рительного общества Святой Нины и родственницей начальника Кабар­динского округа Мананой Орбелиа­ни, говорится: "...при доставлении учениц в заведение представить... деньги за полгода вперед по 50 руб­лей и на первоначальное обзаведе­ние по 30 рублей на каждую (уче­ницу), а всего 160 рублей. Плата производится два раза в год (первое января и первое мая)...за обучение танцам платится особо 7 рублей, а французскому языку 15 рублей". После благосклонного ответа начальнику Черекского участка, к которому относился родовой аул Абаевых Шканты, было приказано обеспечить доставку обеих девочек в Нальчик. Однако в столицу округа была доставлена только младшая - Ханифа. Пашахан в последний момент вынуждена была остаться при больной матери. Вместо нее была зачислена уроженка Верхнего Хулама Фуза Шакманова. Ханифа и Фуза прожили в На­льчике более трех месяцев. Все это время они находились в семье настоятеля Симеоновской церкви священника Благонравова. Там и получили первые уроки русского языка. Священник в ответ на за­просы начальника округа писал, что "детки очень прилежные и весьма успешны". Долгожданная поездка в Тифлис состоялась только летом 1862 года. Ханифа и Фуза стали первыми горянками - ученицами пансиона Святой Нины, который яв­лялся, как сейчас сказали бы, сред­ним учебным заведением. Там они проучились 10 лет, а затем Советом учебного заведения за отличные успехи были удостоены перевода в специальный класс для слушания педагогических курсов. В конце 1872 года Ханифа вышла замуж за учителя Бакинской гимна­зии Гасан-Бека Меликова. При этом ни Гасан-Бек, ни Ханифа. не имея возможности получить родитель­ское разрешение на брак, обрати­лись за благословением к патронес­се Общества Святой Нины великой княгине Ольге Федоровне. Позднее Ханифа Асланбековна вспоминала о своем знакомстве с Гасан-Беком так: "Гасан-Бек в газе­те "Кавказ" прочитал список девиц, окончивших курс в Тифлисском заведении Святой Нины. В числе окончивших была и я. Желая устро­ить свою семейную жизнь на новых для мусульман, разумных началах, Гасан-Бек заявил, что он, будучи учителем, был бы рад познакомить­ся с выпускницами-мусульманками. Знакомство состоялось, и мы убе­дились, что у нас одни стремления и взгляды. Решили пожениться и совместно работать". Сам Гасан-Бек Меликов вошел в историю Азербайджана как вы­дающийся просветитель и пред­ставитель демократической интел­лигенции. В 1865 году он окончил естественноисторический факуль­тет Московского университета и стал первым мусульманином среди учителей всего Кавказского края. В 1873 году он приступает к изданию газеты "Экинчи" ("Пахарь"), в кото­рой проповедует взгляды револю­ционных разночинцев, организует общество для пособия бедным сло­ям населения Азербайджана. Гасан-Бек Меликов считается также одним из основоположников национально­го театра. Ханифа активно помогает мужу в просветительской деятельности, становится его союзником и едино­мышленником, а вскоре устраивает у себя дома школу для девочек, в которой в 1873 году учились 12 че­ловек. Это был мужественный шаг. Местные мужчины, воспитанные на канонах ислама, не желали про­свещения женщин. Гасан-Беку и Ханифе часто приходилось прово­жать учениц до дома, оберегая от возможных покушений фанатиков. Но супруги Меликовы испытыва­ли давление и с другой стороны. Официальные власти уже давно были недо­вольны их деятельнос­тью, усматривая в ней попытку подрыва го­сударственных основ. Вскоре была запре­щена газета "Экинчи", а в 1877 году закры­ли домашнюю школу Ханифы Меликовой. Супруги покидают Баку и уезжают на родину Гасан-Бека в селение Зардоб, где живут поч­ти 20 лет. Вернувшись лишь в 1896 году, Ха-нифа была поражена переменами, произо­шедшими в Баку. Ее скромные ученицы к тому времени верну­лись на родину,окончив столичные универси­теты. Воздух насыщен идеями справедливого переустройства общества, повсю­ду появляются просветительские учреждения, кружки. В этот период частыми гостями в доме Мелико-вых становятся такие люди, как будущий революционер Нариман Нариманов, поэт Алекпер Сабиров, писатели и драматурги, художники и ученые. Идеи Ханифы об обра­зовании женщин края находят под­держку в местной интеллигентской среде, и в 1901 году в Баку откры­вается первая государственная школа для девочек-мусульманок. Через три года, в 1904 году, опять же стараниями четы Меликовых в столице Азербайджана открыта первая женская гимназия, во главе которой становится Ханифа. Прав­да, не всегда делам Ханифы-ханум сопутствовала удача. Например, в 1910 году ее ученицы покинули школу по настоянию спровоциро­ванных духовенством родителей. Но это были лишь временные от­ступления. Перед началом первой мировой войны более ста бывших воспитанниц Ханифы Меликовой составили костяк женских педа­гогических кадров Закавказья, обучив 2 тысячи девушек! После Октябрьской революции Хани-фа-ханум и ее бывшие ученицы организовывают женские клубы и пункты ликбеза. Но не нужно думать, что Хани-фа-ханум, уехав в Азербайджан, забыла о своих корнях. Связь с ро­диной она никогда не теряла, и ее большая семья почти каждое лето приезжала в Нальчик. Благодаря стараниям этой женщины увидели свет "Этюды из туземной жизни" Басията Шаханова и исторический очерк "Балкария" Мисоста Абаева, которые впервые были напеча­таны в журнале "Каспий". Связи, установленные Ханифой Мелико-вой между интеллигенцией Азер­байджана и Кабардино-Балкарии, способствовали быстрому росту в нашей республике национальных научных и педагогических кадров. Следует напомнить, что первый ректор КБГУ Хатута Бербеков и многие преподаватели вуза стар­шего поколения оканчивали аспи­рантуру и защищали диссертации в Азербайджанском государствен­ном университете имени С. М. Кирова в Баку. Общение и дружба между представителями азербай­джанской и кабардино-балкарской интеллигенции способствовали тому, что в конце 20-х годов На­льчик стал одним из излюбленных мест отдыха бакинцев. Через деся­ток лет они сторицей отплатят тем, кто радушно принимал их в своих домах. В период сталинских реп­рессий многие жители Кабардино-Балкарии спасались от ареста и лагерей в Баку. Ханифа-ханум не дожила до страшных 30-х годов. Она ушла из жизни в мае 1929 года. Выступая на траурном митинге, председатель Азербайджанского ЦИКа Газанфар Мусабеков сказал: "Сегодня мы потеряли мать, воспи­тавшую не двух, не трех и даже не десятерых, а тысячи детей. Народ никогда не забудет все то доброе, что сделано ею".
 
 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz