Одна из первых просветительниц Северного Кавказа Ханифа АБАЕВА родилась в ауле Шканты Черекского ущелья Балкарии. Так случилось, что о ее жизни на родине сохранились чрезвычайно скудные сведения. Гораздо лучше о деятельности Ханифы Абаевой знают в теперь уже независимом Азербайджане. В декабре 1861 года отставной корнет русской службы и потомок балкарских таубиев Асланбек Абаев обратился к начальнику Кабардинского округа генерал-майору князю Орбелиани с просьбой о зачислении его дочерей - десятилетней Пашахан и восьмилетней Ханифы - в одно из учебных заведений Ставрополя или Тифлиса. Генерал был удивлен. В середине девятнадцатого века такая просьба от представителя одного из горских народов, да еще дворянского сословия - основного носителя местных традиций - звучала как минимум необычно. Но князь, будучи человеком прогрессивных взглядов, не стал ни отговаривать отставного корнета, ни ставить ему препоны в этом деле. Более того, в своем отношении на имя командующего войсками Терской области Вахтанг Орбелиани поддержал Асланбека Абаева. Князь писал: "Асланбек Абаев во время нахождения на службе имел постоянное столкновение с людьми образованными, усвоил себе убеждение, что воспитание женщин в обществе так же необходимо, как и воспитание мужчин... Примеру Абаева, пренебрегшего фанатическими убеждениями своих единоверцев-магометан и закоснелыми предрассудками горцев, считающих женщин без права на образование и без голоса даже в семье, этот шаг, сделанный Абаевым, будет иметь благодетельное влияние на магометанский мир здешнего края. Дело я считаю столь важным, что не могу не выразить желания, чтобы разрешение на определение этих юных магометанок в заведения последовало, по возможности в непродолжительное время". Слова князя Орбелиани об убеждениях просителя имеют под собой серьезное основание. Асланбек Абаев был одним из первых балкарцев, обученных российской грамоте и основам других наук. Первоначальное образование он получил еще в бытность аманатом в Георгиевской крепости. В дальнейшем он был определен в лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон, где в разные времена проходили службу Шора Ног-мов, Хан-Гирей и другие представители кавказской интеллигенции. Там Абаев и получил возможность общаться с людьми передовых взглядов. Но вернемся к Ханифе. Вопрос о зачислении дочерей Асланбека Абаева был решен положительно. Пашахан и Ханифа стали пансионерками благотворительного общества Святой Нины в столице Кавказского наместничества Тифлисе. Обучение девочек оплачивалось из кабардинской общественной суммы. В документе о зачислении Пашахан и Ханифы, подписанном председателем Совета Благотворительного общества Святой Нины и родственницей начальника Кабардинского округа Мананой Орбелиани, говорится: "...при доставлении учениц в заведение представить... деньги за полгода вперед по 50 рублей и на первоначальное обзаведение по 30 рублей на каждую (ученицу), а всего 160 рублей. Плата производится два раза в год (первое января и первое мая)...за обучение танцам платится особо 7 рублей, а французскому языку 15 рублей". После благосклонного ответа начальнику Черекского участка, к которому относился родовой аул Абаевых Шканты, было приказано обеспечить доставку обеих девочек в Нальчик. Однако в столицу округа была доставлена только младшая - Ханифа. Пашахан в последний момент вынуждена была остаться при больной матери. Вместо нее была зачислена уроженка Верхнего Хулама Фуза Шакманова. Ханифа и Фуза прожили в Нальчике более трех месяцев. Все это время они находились в семье настоятеля Симеоновской церкви священника Благонравова. Там и получили первые уроки русского языка. Священник в ответ на запросы начальника округа писал, что "детки очень прилежные и весьма успешны". Долгожданная поездка в Тифлис состоялась только летом 1862 года. Ханифа и Фуза стали первыми горянками - ученицами пансиона Святой Нины, который являлся, как сейчас сказали бы, средним учебным заведением. Там они проучились 10 лет, а затем Советом учебного заведения за отличные успехи были удостоены перевода в специальный класс для слушания педагогических курсов. В конце 1872 года Ханифа вышла замуж за учителя Бакинской гимназии Гасан-Бека Меликова. При этом ни Гасан-Бек, ни Ханифа. не имея возможности получить родительское разрешение на брак, обратились за благословением к патронессе Общества Святой Нины великой княгине Ольге Федоровне. Позднее Ханифа Асланбековна вспоминала о своем знакомстве с Гасан-Беком так: "Гасан-Бек в газете "Кавказ" прочитал список девиц, окончивших курс в Тифлисском заведении Святой Нины. В числе окончивших была и я. Желая устроить свою семейную жизнь на новых для мусульман, разумных началах, Гасан-Бек заявил, что он, будучи учителем, был бы рад познакомиться с выпускницами-мусульманками. Знакомство состоялось, и мы убедились, что у нас одни стремления и взгляды. Решили пожениться и совместно работать". Сам Гасан-Бек Меликов вошел в историю Азербайджана как выдающийся просветитель и представитель демократической интеллигенции. В 1865 году он окончил естественноисторический факультет Московского университета и стал первым мусульманином среди учителей всего Кавказского края. В 1873 году он приступает к изданию газеты "Экинчи" ("Пахарь"), в которой проповедует взгляды революционных разночинцев, организует общество для пособия бедным слоям населения Азербайджана. Гасан-Бек Меликов считается также одним из основоположников национального театра. Ханифа активно помогает мужу в просветительской деятельности, становится его союзником и единомышленником, а вскоре устраивает у себя дома школу для девочек, в которой в 1873 году учились 12 человек. Это был мужественный шаг. Местные мужчины, воспитанные на канонах ислама, не желали просвещения женщин. Гасан-Беку и Ханифе часто приходилось провожать учениц до дома, оберегая от возможных покушений фанатиков. Но супруги Меликовы испытывали давление и с другой стороны. Официальные власти уже давно были недовольны их деятельностью, усматривая в ней попытку подрыва государственных основ. Вскоре была запрещена газета "Экинчи", а в 1877 году закрыли домашнюю школу Ханифы Меликовой. Супруги покидают Баку и уезжают на родину Гасан-Бека в селение Зардоб, где живут почти 20 лет. Вернувшись лишь в 1896 году, Ха-нифа была поражена переменами, произошедшими в Баку. Ее скромные ученицы к тому времени вернулись на родину,окончив столичные университеты. Воздух насыщен идеями справедливого переустройства общества, повсюду появляются просветительские учреждения, кружки. В этот период частыми гостями в доме Мелико-вых становятся такие люди, как будущий революционер Нариман Нариманов, поэт Алекпер Сабиров, писатели и драматурги, художники и ученые. Идеи Ханифы об образовании женщин края находят поддержку в местной интеллигентской среде, и в 1901 году в Баку открывается первая государственная школа для девочек-мусульманок. Через три года, в 1904 году, опять же стараниями четы Меликовых в столице Азербайджана открыта первая женская гимназия, во главе которой становится Ханифа. Правда, не всегда делам Ханифы-ханум сопутствовала удача. Например, в 1910 году ее ученицы покинули школу по настоянию спровоцированных духовенством родителей. Но это были лишь временные отступления. Перед началом первой мировой войны более ста бывших воспитанниц Ханифы Меликовой составили костяк женских педагогических кадров Закавказья, обучив 2 тысячи девушек! После Октябрьской революции Хани-фа-ханум и ее бывшие ученицы организовывают женские клубы и пункты ликбеза. Но не нужно думать, что Хани-фа-ханум, уехав в Азербайджан, забыла о своих корнях. Связь с родиной она никогда не теряла, и ее большая семья почти каждое лето приезжала в Нальчик. Благодаря стараниям этой женщины увидели свет "Этюды из туземной жизни" Басията Шаханова и исторический очерк "Балкария" Мисоста Абаева, которые впервые были напечатаны в журнале "Каспий". Связи, установленные Ханифой Мелико-вой между интеллигенцией Азербайджана и Кабардино-Балкарии, способствовали быстрому росту в нашей республике национальных научных и педагогических кадров. Следует напомнить, что первый ректор КБГУ Хатута Бербеков и многие преподаватели вуза старшего поколения оканчивали аспирантуру и защищали диссертации в Азербайджанском государственном университете имени С. М. Кирова в Баку. Общение и дружба между представителями азербайджанской и кабардино-балкарской интеллигенции способствовали тому, что в конце 20-х годов Нальчик стал одним из излюбленных мест отдыха бакинцев. Через десяток лет они сторицей отплатят тем, кто радушно принимал их в своих домах. В период сталинских репрессий многие жители Кабардино-Балкарии спасались от ареста и лагерей в Баку. Ханифа-ханум не дожила до страшных 30-х годов. Она ушла из жизни в мае 1929 года. Выступая на траурном митинге, председатель Азербайджанского ЦИКа Газанфар Мусабеков сказал: "Сегодня мы потеряли мать, воспитавшую не двух, не трех и даже не десятерых, а тысячи детей. Народ никогда не забудет все то доброе, что сделано ею".
Одна из первых просветительниц Северного Кавказа Ханифа АБАЕВА родилась в ауле Шканты Черекского ущелья Балкарии. Так случилось, что о ее жизни на родине сохранились чрезвычайно скудные сведения. Гораздо лучше о деятельности Ханифы Абаевой знают в теперь уже независимом Азербайджане. В декабре 1861 года отставной корнет русской службы и потомок балкарских таубиев Асланбек Абаев обратился к начальнику Кабардинского округа генерал-майору князю Орбелиани с просьбой о зачислении его дочерей - десятилетней Пашахан и восьмилетней Ханифы - в одно из учебных заведений Ставрополя или Тифлиса. Генерал был удивлен. В середине девятнадцатого века такая просьба от представителя одного из горских народов, да еще дворянского сословия - основного носителя местных традиций - звучала как минимум необычно. Но князь, будучи человеком прогрессивных взглядов, не стал ни отговаривать отставного корнета, ни ставить ему препоны в этом деле. Более того, в своем отношении на имя командующего войсками Терской области Вахтанг Орбелиани поддержал Асланбека Абаева. Князь писал: "Асланбек Абаев во время нахождения на службе имел постоянное столкновение с людьми образованными, усвоил себе убеждение, что воспитание женщин в обществе так же необходимо, как и воспитание мужчин... Примеру Абаева, пренебрегшего фанатическими убеждениями своих единоверцев-магометан и закоснелыми предрассудками горцев, считающих женщин без права на образование и без голоса даже в семье, этот шаг, сделанный Абаевым, будет иметь благодетельное влияние на магометанский мир здешнего края. Дело я считаю столь важным, что не могу не выразить желания, чтобы разрешение на определение этих юных магометанок в заведения последовало, по возможности в непродолжительное время". Слова князя Орбелиани об убеждениях просителя имеют под собой серьезное основание. Асланбек Абаев был одним из первых балкарцев, обученных российской грамоте и основам других наук. Первоначальное образование он получил еще в бытность аманатом в Георгиевской крепости. В дальнейшем он был определен в лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон, где в разные времена проходили службу Шора Ног-мов, Хан-Гирей и другие представители кавказской интеллигенции. Там Абаев и получил возможность общаться с людьми передовых взглядов. Но вернемся к Ханифе. Вопрос о зачислении дочерей Асланбека Абаева был решен положительно. Пашахан и Ханифа стали пансионерками благотворительного общества Святой Нины в столице Кавказского наместничества Тифлисе. Обучение девочек оплачивалось из кабардинской общественной суммы. В документе о зачислении Пашахан и Ханифы, подписанном председателем Совета Благотворительного общества Святой Нины и родственницей начальника Кабардинского округа Мананой Орбелиани, говорится: "...при доставлении учениц в заведение представить... деньги за полгода вперед по 50 рублей и на первоначальное обзаведение по 30 рублей на каждую (ученицу), а всего 160 рублей. Плата производится два раза в год (первое января и первое мая)...за обучение танцам платится особо 7 рублей, а французскому языку 15 рублей". После благосклонного ответа начальнику Черекского участка, к которому относился родовой аул Абаевых Шканты, было приказано обеспечить доставку обеих девочек в Нальчик. Однако в столицу округа была доставлена только младшая - Ханифа. Пашахан в последний момент вынуждена была остаться при больной матери. Вместо нее была зачислена уроженка Верхнего Хулама Фуза Шакманова. Ханифа и Фуза прожили в Нальчике более трех месяцев. Все это время они находились в семье настоятеля Симеоновской церкви священника Благонравова. Там и получили первые уроки русского языка. Священник в ответ на запросы начальника округа писал, что "детки очень прилежные и весьма успешны". Долгожданная поездка в Тифлис состоялась только летом 1862 года. Ханифа и Фуза стали первыми горянками - ученицами пансиона Святой Нины, который являлся, как сейчас сказали бы, средним учебным заведением. Там они проучились 10 лет, а затем Советом учебного заведения за отличные успехи были удостоены перевода в специальный класс для слушания педагогических курсов. В конце 1872 года Ханифа вышла замуж за учителя Бакинской гимназии Гасан-Бека Меликова. При этом ни Гасан-Бек, ни Ханифа. не имея возможности получить родительское разрешение на брак, обратились за благословением к патронессе Общества Святой Нины великой княгине Ольге Федоровне. Позднее Ханифа Асланбековна вспоминала о своем знакомстве с Гасан-Беком так: "Гасан-Бек в газете "Кавказ" прочитал список девиц, окончивших курс в Тифлисском заведении Святой Нины. В числе окончивших была и я. Желая устроить свою семейную жизнь на новых для мусульман, разумных началах, Гасан-Бек заявил, что он, будучи учителем, был бы рад познакомиться с выпускницами-мусульманками. Знакомство состоялось, и мы убедились, что у нас одни стремления и взгляды. Решили пожениться и совместно работать". Сам Гасан-Бек Меликов вошел в историю Азербайджана как выдающийся просветитель и представитель демократической интеллигенции. В 1865 году он окончил естественноисторический факультет Московского университета и стал первым мусульманином среди учителей всего Кавказского края. В 1873 году он приступает к изданию газеты "Экинчи" ("Пахарь"), в которой проповедует взгляды революционных разночинцев, организует общество для пособия бедным слоям населения Азербайджана. Гасан-Бек Меликов считается также одним из основоположников национального театра. Ханифа активно помогает мужу в просветительской деятельности, становится его союзником и единомышленником, а вскоре устраивает у себя дома школу для девочек, в которой в 1873 году учились 12 человек. Это был мужественный шаг. Местные мужчины, воспитанные на канонах ислама, не желали просвещения женщин. Гасан-Беку и Ханифе часто приходилось провожать учениц до дома, оберегая от возможных покушений фанатиков. Но супруги Меликовы испытывали давление и с другой стороны. Официальные власти уже давно были недовольны их деятельностью, усматривая в ней попытку подрыва государственных основ. Вскоре была запрещена газета "Экинчи", а в 1877 году закрыли домашнюю школу Ханифы Меликовой. Супруги покидают Баку и уезжают на родину Гасан-Бека в селение Зардоб, где живут почти 20 лет. Вернувшись лишь в 1896 году, Ха-нифа была поражена переменами, произошедшими в Баку. Ее скромные ученицы к тому времени вернулись на родину,окончив столичные университеты. Воздух насыщен идеями справедливого переустройства общества, повсюду появляются просветительские учреждения, кружки. В этот период частыми гостями в доме Мелико-вых становятся такие люди, как будущий революционер Нариман Нариманов, поэт Алекпер Сабиров, писатели и драматурги, художники и ученые. Идеи Ханифы об образовании женщин края находят поддержку в местной интеллигентской среде, и в 1901 году в Баку открывается первая государственная школа для девочек-мусульманок. Через три года, в 1904 году, опять же стараниями четы Меликовых в столице Азербайджана открыта первая женская гимназия, во главе которой становится Ханифа. Правда, не всегда делам Ханифы-ханум сопутствовала удача. Например, в 1910 году ее ученицы покинули школу по настоянию спровоцированных духовенством родителей. Но это были лишь временные отступления. Перед началом первой мировой войны более ста бывших воспитанниц Ханифы Меликовой составили костяк женских педагогических кадров Закавказья, обучив 2 тысячи девушек! После Октябрьской революции Хани-фа-ханум и ее бывшие ученицы организовывают женские клубы и пункты ликбеза. Но не нужно думать, что Хани-фа-ханум, уехав в Азербайджан, забыла о своих корнях. Связь с родиной она никогда не теряла, и ее большая семья почти каждое лето приезжала в Нальчик. Благодаря стараниям этой женщины увидели свет "Этюды из туземной жизни" Басията Шаханова и исторический очерк "Балкария" Мисоста Абаева, которые впервые были напечатаны в журнале "Каспий". Связи, установленные Ханифой Мелико-вой между интеллигенцией Азербайджана и Кабардино-Балкарии, способствовали быстрому росту в нашей республике национальных научных и педагогических кадров. Следует напомнить, что первый ректор КБГУ Хатута Бербеков и многие преподаватели вуза старшего поколения оканчивали аспирантуру и защищали диссертации в Азербайджанском государственном университете имени С. М. Кирова в Баку. Общение и дружба между представителями азербайджанской и кабардино-балкарской интеллигенции способствовали тому, что в конце 20-х годов Нальчик стал одним из излюбленных мест отдыха бакинцев. Через десяток лет они сторицей отплатят тем, кто радушно принимал их в своих домах. В период сталинских репрессий многие жители Кабардино-Балкарии спасались от ареста и лагерей в Баку. Ханифа-ханум не дожила до страшных 30-х годов. Она ушла из жизни в мае 1929 года. Выступая на траурном митинге, председатель Азербайджанского ЦИКа Газанфар Мусабеков сказал: "Сегодня мы потеряли мать, воспитавшую не двух, не трех и даже не десятерых, а тысячи детей. Народ никогда не забудет все то доброе, что сделано ею".