Сайт селения Верхняя Балкария Черекского района КБР

Наш опрос

Оцените мой сайт

Всего ответов: 10332

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Абаев Мусос (Мисост) Кучукович


АБАЕВ МИСОСТ КУЧУКОВИЧ (1857, поселок Шканты, Черекское ущелье,-1928, Буйнакск)
- карачаево-балкарский просветитель и публицист, историк. Родился в семье царского офицера. После скоропостижной смерти отца родственникам уда-ется устроить семилетнего А. в Нальчик-скую горскую школу <казеннокоштным уче-ником>, т. е. на обучение за казенный счет.
Осенью 1870 г.Мусос Абаев был зачислен в первую Владикавказскую гимназию. Одновременно с Мисостом в гимназии учились Сафарали Урусбиев, Кайтук Абаев и др. В эти годы в гимназии преподавал известный на Кавказе скрипач и композитор Султанбек Абаев, который оказал большое влияние на формирование личности Абаева.
Обучаясь в 4-м классе Владикавказской гимназии, Мусос  знакомится с народовольцами и становится активным членом созданного в 1874 г. <Владикавказского кружка революционных народников>. Кроме него из балкарцев активным членом кружка был Кайтук Абаев - брат Султанбека Абаева. Ядром Владикавказского кружка стала возвратившаяся из России революцион-ная молодежь - братья И. и Дж. Шакаевы, А. Ардасенов, Е. Газданов, М. Баев, Д. Сохиев. Во Владикавказе к ним присоединились И. Рождественская, В.. Кизер, X. Ророк, А. Охрименко, М. Бузилова и др.
В литературе, освещающей деятельность Владикавказского революционного кружка, Мусос Абаев  проходит как активный революционер-народник. Впервые в этой связи в литературе его  имя  упоминается в справочнике <Деятели революционного движения в России> (1929). В нем приводится краткая биографическая справка об Абаеве  заимствованная из докладов Министерства юстиции России за 1878 г. Одновременно с этим изданием выходит работа Б. В. Скитского <Из истории революционного движения 70-х гг. в Осетии>, в которой Мусос Абаев  назван в числе реалистов-членов революционно-го кружка. Материалы об участии Абаева  в революционном движении народников содержат также работы Н. М. Ардасенова. В них кроме перечисления акций, в которых участвовал Абаев, имеются ссылки на его переписку  с кружковцами, на участие в пропагандистской работе среди гимназистов.
Он также был вовлечен в революционную борьбу, когда революционно-народническое движение России переживало второй этап (середина 1874-го - конец 1876 г.) -этап <хождения в народ>. Характерными особенностями революционного движения владикавказских народников на данном этапе были <развертывание просветитель-ской работы и революционной пропаганды в народе, вовлечение в пропагандистскую работу учащейся молодежи, рабочих и женщин, усиленный поиск связей с рус-скими и грузинскими народническими кружками> (Н. Ардасенов. Революционно-народническое движение на Тереке).
Как известно из историографии владикавказского народничества, заседания кружка часто проводились на квартире, где жил Абаев. На заседаниях кружка читали и обсуждали произведения Герцена, Добролюбова, Белинского, роман <Что делать?> Чернышевского.
Когда начались аресты среди членов Владикавказского революционного кружка, Абаев вынужден был покинуть гимназию, не доучившись одного года. Конец 1875 - начало 1876 г. он . проводит в Грузии, а затем возвращается в Балкарию. В конце августа 1876 г. он подает прошение начальнику округа о зачислении <в специальное отделение при Нальчикской окружной горской школе для приготовления аульных учителей Терской области>. Но ему было отказано в связи с его политической неблагонадежностью.
Начиная с 1876 г. царское правительство усиленно готовится к войне с Турцией. На Кавказе были сформированы конные полки из представителей коренных народностей. Абаев  в числе других горцев 15 февраля 1877 г. поступил всадником в состав кабардино-кумыкского полка. К окончанию военной кампании он <был произведен в корнеты с зачислением по Армейской кавалерии>.
После турецкой кампании он  несколько лет жил в Балкарии, избирался старшиной Нижне-Балкарского общества. На этой должности он проработал до 1885 г. 10 июня 1885 г. его назначают переводчиком в Нальчикское окружное полицейское управление. Через два года Мусоса  переводят в Владикавказский окружной суд. Помимо исполнения обязанностей переводчика, ему  приходилось вникать во множество конкретных жизненных обстоятельств, приводящих горцев в органы правосудия. В первую очередь это были тяжбы о земельных участках, их границах, спорных покосах и пастбищах. Абаев всегда отстаивает интересы вдов и сирот, защищает крестьян от неправедного суда.
В 1881 г. в Нальчике было образовано <Благотворительное общество>, на пожертвования членов которого содержалась женская бесплатная школа. Общество оказывало также денежную помощь студентам и неимущим. Абаев  был одним из учредителей этого общества.
Четыре года проработал Абаев  во Владикавказском окружном суде. 2 декабря 1891 г. его назначают командиром сотни Терской постоянной милиции. С 17 ноября г. до декабря 1896 г. он-  начальник Хумаринского участка Баталпашинского отдела Кубанской области. Постоянные перемещения по службе давали М. Абаеву  возможность наблюдать общественную жизнь и быт горцев. Он знакомился с их жизнью, непосредственно вникая в их дела и заботы, пополняя свои знания по истории и культуре народов Северного Кавказа. В де-кабре 1896 г. М.Абаев  назначается начальником участка Нальчикского округа, куда входили сел. Кармово, Хасаут, пост Баксанский, Атажукинские аулы и др. В октябре 1898 г. А. переводят начальником 2-го участка. В участок входили Балкарское, Хуламо-Безенгиевское общества и сел. Кенделен. На этой должности он прослужил до 1905 г. Именно в период работы в Балка-рии просветителем написана основная часть его статей и очерков.
С 1906 г. до февральской революции 1917 г. М. Абаев  работал вначале помощником, а затем начальником 1 -го участка Баталпа-шинского отдела Кубанской области. В этот участок входили карачаевские аулы с центром в Баталпашинске (ныне г. Черкесск). По своему статусу должность начальника 1-го участка приравнивалась к должности помощника атамана Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска. Занимая высокий административный пост в Кубанской области,, Абаев  всячески содействовал открытию новых школ, по возможности защищал интересы местного населения в краевых государственных и военных учреждениях, поддерживал демократически настроенную интеллигенцию области.
После февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. М.Абаев  переезжает в Нальчик. В мае он был избран в состав <Временного комитета горцев Кавказа Нальчикского округа>. Однако ое не принимал активного участия в революционных событиях. По крайней мере его имя впоследствии почти не встречается в документах той эпохи. Единственный источник, сколько-нибудь проясняющий позицию Абаева,- это страницы романа Л. Аргутинской <Огненный путь>. Одним из главных героев романа Л. Аргутинской является сын М. Абаева - доктор Измаил, активный участник революции и гражданской войны в Кабардино-Балкарии, известный тем, что в период деникинскои оккупации спас жизнь многим большевикам, укрывая их в своем госпитале. Роман написан в жанре документальной хроники, и его фактическая основа не вызывает сомнений. В первом издании романа писательница, рисуя обстановку тревожных дней конца 1918 г. в Нальчике, особое внимание уделила описанию жизни хозяев дома, приютивших небольшую группу большевиков. Это была семья Абаева. По свидетельству А. Аргутинской, Абаев . относился к революционным событиям весьма сдержанно.
В 1927 г., когда в Кабардино-Балкарии начались репрессии против княжеских фамилий, М.Абаев  вместе с семьей был вынужден покинуть Нальчик и поселиться в Дагестане. Вскоре, после переезда А. умер и похоронен в Буйнакске.
В творчестве Мусос Абаева- первого балкарского историка - привлекает прежде всего художественная публицистика. Он - автор серии публицистических статей и очерков, видевших свет в конце XIX - начале XX в. Это <Наши миротворцы>, <Калым и его последствия>, <Интересный документ>, (Горские школы>, <Открытие Панежукаевского училища>, <О горских школах>, <Горцам Северного Кавказа>, <Больной вопрос>, <Кабарда проснулась>, <В погоне за славой и пятачком>, <О калыме>, историческое исследование <Балкария> и др. Сохранились и небольшие литературные произведения - философская притча <Горская легенда> и эссе <У могилы Ислама>. Существует предположение, что он является автором большого цикла статей в <Майкопском листке>, подписанных псевдонимом <Горец>.
В первых публицистических статьях М.Абаев  описывает различные события аульной жизни. Он рассказывает о тех явлениях, которые представляли определенный интерес для любознательного читателя. Это сообщения о находке исторического памятника в Хуламе (<Интересный документ>) и об этнографических реалиях Балкарии (<Калым и его последствия>, <Наши миротворцы>). По мере более глубокого изучения проблем горской действительности в его публицистике  на первый план выступают уже не ее <интересные> детали, а воп-росы социального устройства. Статьи А. по-священы положению безземельных и ма-лоземельных крестьян, характеризуют его как общественного деятеля и просветителя, стоящего на позициях активного народовольца.
Главная тема публицистики Абаева - вопросы просвещения. Он постоянно пишет о необходимости открытия аульных начальных школ, сельскохозяйственных школ и училищ. Почти во всех его публикациях   в той или иной мере затрагивается тема школьного образования. Вопросы обучения горцев были в центре его просветительских устремлений. Занимая ответственные посты в администрации Терской и Кубанской областей, он оказал большое содействие открытию школ и училищ в аулах Карачая, Балкарии, Черкесии, Адыгеи. Серия статей, опубликованная в газете <Кубанские областные ведомости>, непосредственно посвящена разъяснению необходимости учреждения школ для детей народов Северного Кавказа. Статьи <Горцам Северного Кавказа>, <Кабарда проснулась>, <Открытие Панежукаевского училища>, <О горских школах> пронизаны неподдельным беспокойством о судьбе горской школы. Публицистика М. Абаева  привлекла внимание дореволюционных историков, этнографов, педагогов своей актуальностью, конкретикой и добротностью анализа действитель-ности.
В творчестве А. наблюдается соприкосновение двух совершенно разных художественных систем. Он пишет на русском языке, ориентируясь на традиции русской литературы XIX в. При этом он остается приверженцем национальной культуры. В этом отношении показателен рассказ-притча <Горская легенда>. Рассказ имеет несколько смысловых уровней. Прежде всего, здесь мы слышим отголоски спора среди мусульман о ненужности мечети - общение с Аллахом, по мнению суфиев, к примеру, не требует торжественных церемоний и специальных обрядов. Во-вторых, в подтексте рассказа - уверенность в грядущей революции, которая, по мнению автора, преобразует горькую участь многих и <правда выйдет из подземелья. Стряхнет оковы свои и рассеет тьму и злобу. И тогда наступят хорошие времена>. Рассказ написан накануне первой русской революции, в 1903 г. <Хорошие времена>, заявляет автор, были до того, когда между людьми не появился Дух тьмы. Он, Дух тьмы, избрал себе в сотрудники ложь. С помощью лжи и лицемерия Дух тьмы заставляет строить храмы Правды, в которых он поселяет ложь, ведь Правда не может жить в замкнутом пространстве, она должна быть всюду и со всеми.
Хотя автор  начинает свой рассказ с традиционного для карачаево-балкарских писателей-публицистов художественного приема - с указания на фольклорное происхождение своего произведения, здесь налицо все признаки литературной притчи.
В <Горской легенде> Абаева  просматривается прямая аналогия с литературным памятником IX в.- поэмой М. Башту <Дастан о дочери Шана>. В поэме основной конфликт держится на непримиримой борьбе между Духом тьмы (Тун Бури эпоним духа в переводе с карачаево-балкарского языка означает волк подземелья) и Духом Добра - Бай Терек. Бай Терек - основа жизни и обладает всепроникающей силой. Дух тьмы в рассказе  заковал Дух Правды в подземелье, и рассказ заканчивается, как и в поэме, надеждой на скорое его освобождение.
В главном труде Абаева-  очерке <Балкария>, обобщены высказанные до него  исторические взгляды на происхождение балкарцев, на их культуру, быт, а также проанализированы фольклорные источники по истории карачаево-балкарского народа. Очерк был написан на основе публикованных им . в 1906 г. в газете <Каспий> статей <Горские аграрные вопросы>, <Горский словесный суд>, <Горцы Нальчикского округа>, <Наделы осетин>. Реакция на публикацию названных статей была неоднозначной. Прогрессивные деятели Северного Кавказа, такие, как депутат III Государственной Думы России Ташдемир Эльдарханов, встретил их с одобрением. Администрация же Терской области запретила газете <Каспий> публикацию статей о бедственном положении Балкарии. Поэтому последнюю статью М.Абаев  был вынужден озаглавить <Наделы осетин>, хотя статья никакого отношения к наделам осетин не имела. Ко времени написания очерка <Балкария> имя М.Абаева- публициста было широко известно на Северном Кавказе.
   М.АБаев,  как и другие карачаево-балкарские просветители конца XIX-начала XX в., связывал улучшение материального положения горцев, поднятие их общей культуры с распространением среди них светского образования, открытием школ и училищ, с приобщением горцев к русской грамоте. По его мнению, горских мальчиков, получивших начальное образование, необходимо было обучать техническим профессиям, а в дальнейшем стремиться к увеличению студентов-медиков, юристов, учителей, столь необходимых для решения жизненно важных проблем горских народов Северного Кав-каза.
Важное значение он придавал вопросам женского образования. Об этом свидетельствует его обращение к начальнику Нальчикского округа с просьбой о предоставлении его дочерям возможности обучения в светских учебных заведениях. В одном из прошений он писал: <Необходимо учить девочек, также как и мальчиков, хотя ради одного того, чтобы будущее наше поколение мужчин могло находить в среде своей таких же воспитанных подруг жизни...>. 
Мусос  проделал большую работу по сохранению и развитию материальной культуры народа, по фиксации этнографических памятников карачаевцев и балкарцев. В фондах Грузинского исторического музея им. Джанашиа хранятся экспонаты, переданные А. в 1908 г. этнографическому отделению Кавказского музея. Он подарил музею коллекцию, в которую вошло более 40 экспонатов одежды, домашней утвари, сельскохозяйственных орудий.
Творчество и общественная деятельность М.Абаева  приходится на период интенсивного развития культуры народов Северного Кавказа. А. был среди тех, кто внес боль-шой вклад в формирование общественного сознания горцев рубежа веков. 
      
Средняя общеобразовательная школа №2 селения Верхняя Балкария Черекского района КБР  названа именем Мусоса (Мисоста) Кучуковича Абаева.
 

 


 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz