Сайт селения Верхняя Балкария Черекского района КБР

Категории раздела

Мои статьи [9]
Выдающиеся личности [4]
Здесь размещены статьи о жизни и деятельности выдающихся людей, выходцев из нашего ущелья

Наш опрос

Оцените мой сайт

Всего ответов: 10332

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Древняя религия балкарцев и карачаевцев

       

Древняя религия балкарцев и карачаевцев

15.11.2011 Бичиев Хусей Османович

 

Об авторе:

Бичиев Хусей Османович. Родился в 1927 году в селении Верхняя Балкария Черекского района КБАССР. В 1944 году был выселен как представитель балкарского народа. Испытал все ужасы и тяготы спецпереселенца вплоть до 1958 года. После возвращения на Родину заочно поступил на учебу в Кабардино-Балкарский Государственный Университет (КБГУ) на историко-филологический факультет и начал работать в школе. Без перерыва проработал там 40 лет. Успешно окончил КБГУ в 1964 году. В 1966 году поступил в Северо-Осетинский Государственный Университет (СОГУ) на естественно-географический факультет. Окончил обучение в 1970 году. Является Отличником Народного Образования. Общий трудовой стаж составляет 55 лет. Активно учувствовал и учувствует в общественной жизни села и школы. На протяжении всего времени и по настоящее время занимался и занимается изучением истории, культуры, традиций и обычаев своего народа.

 

1930-е годы. Мы играли около ныгъыша (ежедневое место встреч односельчан). Ныгъыш этот являлся тийре ныгъышем (т.е. небольшой соседский ныгъыш). Там имели право находиться и женщины. Однажды наши соседки почему-то громко ругались, нам, детям, это стало очень интересно и, оставив свои игры, мы поближе подошли к ним. И там я впервые услышал проклятие, которым одна из ругавшихся прокляла другую: «Ай, сени Тейри урсун!» (Пусть тебя Тейри ударит!). Другая, долго не думая, ответила: «Сени уа Къач урсун!» (А тебя пусть Къач побьет!). Следившие рядом аксакалы Жашау и Шаухал стыдили женщин, говоря: «Какие у вас злые языки! Как вы смогли друг друга проклясть именем Тейри и Къач!» Я был любопытным ребенком. Ухватив эти новые понятия - Тейри и Къач, помчался спросить мою любимую всезнающую бабушку Алтынкъыз, которая была любимой ученицей легендарного Абай-Хаджи. В свое время она была красивой, умной, ученой девушкой. К старости она ослепла и стала всезнающей предсказательницей. И вот на мой вопрос: «Ынна (бабушка), а что означает слова Тейри и Къач? Почему они бьют людей?» Она, немного подумав,  ответила: «Сынок, они ни кого не бьют, но не дай Аллах, чтобы рассердить Тейри. Тейри это тот же Аллах. Не так давно, где-то около 200 лет тому назад наш народ верил в Тейри, как мы сейчас верим в Аллаха. Люди все свои житейские проблемы связывали с Тейри. Также они обращались к Тейри со своими просьбами и мольбами. Къач - знак Тейри, имел вот такую форму - показала пальцами форму равностороннего креста +. Не дай Аллах, чтобы кого-то прокляли именем Къач!» Переварив все сказанное, я еще спросил её: «Ынна, а как одевается  Тейри? Большой ли он?» Она ответила: «Тейри никто не видел, а вот были люди, которые одевали белые добротные кафтаны и на груди носили къач. Они знали о Тейри очень много. Но об этом (о них) в следующий раз, а то что-то голова разболелась». И мне пришлось ждать следующего раза. На следующий день, когда я примчался к Ынне, она продолжила свой рассказ: «Так вот о тех людях, которые очень много знали о Тейри. Да, эти люди были учеными, их называли Бабасами. Они работали в большом красивом доме. Этот дом назывался килисой. Кроме бабасов туда ходили и простые люди. Там под руководством бабасов они молились и просили у Тейри для себя и для других людей благополучия и счастья. Молились они и о том, чтобы он их оберегал от различных бед и несчастий. Бабасы были умными и образованными людьми. Это передавалось им из поколения в поколение. Говорили, что у них были большие китабы (книги), которые могли читать только бабасы». Перебив бабушку, я спросил: «Где находится эта большая килиса?» Она ответила: «Килисы были в каждом ущелье, но сейчас их нет. Остались развалины, ну а самая большая килиса вроде была в местности Зылгы». Затем она добавила: «Верующие особенно почитали Геуюргю, Тотур, Байрым, Элия, Леуан Шыйых (святой), а самые главные события, а также религиозные праздники народ решал в местности Тейри тюбю (дословно: местность под Тейри).

 Так поведала мне моя любимая бабушка Алтынкъыз 75 лет тому назад о Тейри, о Геюргю и Леуан Шыйых, о бабасах, о Къаче, о килисах. И этот рассказ хранился в моей памяти, до того времени, пока не пришла мысль написать работу о древней религии нашего народа.

         1995 год. Случайно мне попадает книга  Мурада Аджи «Полынь половецкого поля». Прочитав эту книгу, я сразу вспомнил рассказ моей бабушки Алтынкъыз о Тейри, бабасах, килисах, Къаче, Геуюргю и Леуан Шыйых, и еще я вспомнил, что карачаевцы и балкарцы и другие народы до сих пор используют в своем лексиконе клятвы и проклятия с именем Тейри: «Тейри алай» (Тейри так точно), «Тейри бла ант этеме» (клянусь именем Тейри), «ай сени Тейри урсун» (пусть тебя Тейри побьет), «ай юйюнгю Тейри къурутсун» (пусть твой дом Тейри уничтожит). И пришлось мне заново переосмысливать то, что я знал давно и сравнивать с прочитанным текстом.

Вот как М.Аджи пишет о Тейри: «Тенгри-Хан, так называется бог у кипчаков, отсюда название их религии - тенгирианство или вера в бога отца, создателя мира сего» (2,с.208)  [1]

         Тейри у балкарцев и карачаевцев имеет такое же значение, о котором говорит М.Аджи.

 Далее М.Аджи конкретизирует значение Тейри, добавляя следующее: «У тюрков в отличие от других народов бог был единым, этим и отличалась их вера от веры соседей». (2, с.209)

Нет сомнений, что у балкарцев и карачаевцев Тейри являлся в значении единого бога, создателя всего на свете и вселенной. Хотя многие местные, российские и зарубежные ученые считают, что Тейри являлся божеством, а религию тенгирианство считали языческой или христианской. Об этом поговорим ниже.

Многие местные и приезжие авторы как будто умышленно искажают единственность Тейри, считая его главным божеством, среди множества других языческих богов.

Вот как пишет об этом К.Г. Азаматов: «О некогда существовавшем культе неба и небесных светил свидетельствует бог неба Тейри, который являлся главным божеством балкарцев и карачаевцев до принятия ими Ислама». (4,с.145) Хотя К.Г. Азаматов считает Тейри божеством, а не богом, но он все же правильно подчеркивает, что балкарцы и карачаевцы до принятия Ислама верили в Тейри.

К.Г. Азаматов близок к истине, что Тейри являлся единым всевышним богом. Но, далее он все-таки делает ошибочный вывод: «На наш взгляд, из всех трех напластований в домусульманских верованиях балкарцев наиболее глубокие корни имело древнетюркское напластование. Об этом свидетельствует и тот факт, что божество Тейри являлось верховным божеством в пантеоне балкарских языческих богов» (4, с.161)

А С.К. Бабаев превосходит в своем  выводе К.Г. Азаматова: «На территории Балкарии, кроме христианской и языческой религий, другой религии не было до середины XVIII в.» (6, с.189)           

Таким образом, С. Бабаев из одной тенгрианской религии образует две - языческую и христианскую.

Точно так же, как и С. Бабаев утверждает  и М. Абаев: «В религиозном отношении все данные говорят о том, что в Балкарии раньше соперничали между собой язычество и христианство, потом явилось магометанство, которое вытеснив язычество и зачатки христианства, окончательно укоренилось, хотя и довольно поздно». (1, с.9

 

Очень интересно сообщение Генриха-Юлиуса Клапорта, сделанное во время путешествия по Кавказу и Грузии в 1807-1808 гг.: «Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри), который является творцом блага». (3, с.245) Сообщение Генриха-Юлиуса Клапорта нам ценно вдвойне: во-первых он уже считает Тейри не божеством, а богом. Во-вторых, из его сообщений мы узнаем, что ислам только начал проникать в верхи, т.е. во дворянство. Таким образом, опираясь на эти сообщения, мы можем утверждать, что балкарцы еще в самом начале XIX в. в основном верили в бога Тейри.

М.Ч. Джуртубаев тоже не даёт нам ясного ответа о Тейри, хотя он тоже склонен считать Тейри главным божеством среди множества богов. Однако вначале он характеризует Тейри -  <…> «и Тейри - персонифицированное небо – создатель космоса, людей и животных, податель блага и владыка мира» (II.c166) - как всевышнего бога. А далее он конкретизирует: «Поэтому число богов (Тейри) громадно, у всего есть свои Тейри – солнца, животных, моря, луны, зимы, весны …». (II.c167)

Я жил среди знатоков истории, религии, традиций нашего народа, но никогда не слышал, что кроме единого Тейри есть еще и другие Тейри. Но видимо М. Джуртубаев сделал свои выводы о Тейри, опираясь на фольклорные песни. И он их приводит для подкрепления своих суждений:

«Тейри неба – один Тейри,

Остальные Тейри – тысяча Тейри.

Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,

Тот, кто каждый день дарует нам рассвет».  (II.c168)

         Х. Малкандуев, как и М. Джуртубаев, используя фольклорные источники, приходит к такому же мнению о Тейри: «Во главе пантеона, как у всех тюрко-монгольских народов вообще, стоит верховное божество Тейри (Тенгри), творец вселенной и всего сущего, пользующийся особым почитанием. <…> Небезынтересно, кстати, что связанные с его культом  гимнические песнопения к настоящему времени удалось зафиксировать в фольклоре тюркоязычных народов только у балкаро-карачаевцев». (20, с.7)

И далее он приводит следующий пример:

«Тейри неба – единственный бог.

Других богов -  тысяча богов.

Тейри неба – создатель неба, земли,

Каждое утро восходы посылающий.

В данном тексте, как и вообще в балкаро-карачаевской мифологии, слово «Тейри» имеет два лексических значения. Помимо конкретного верховного божества, слово «Тейри» выражает бога вообще» (20, с.132)

Видимо Х. Малкандуев тоже считает, что Тейри у балкарцев и карачаевцев считался единым богом и поэтому дает объяснение двоякого значения слова «Тейри».

Более конкретно выражается значение Тейри в хрестоматии – Къарачай-Малкъар фольклор:

«Бурун заманлада малкъарлыла бла къарачайлыла Тейриге табынып, анга къуллукъ этип тургъандыла. Ол аланы Аллахлары болгъанды. Ала анга къурманлыкъла этип, не тилеклерин да андан тилегендиле. Тилек тилегенде Тейриге жалынып, анга махтау сёзлени айтып болгъандыла:

«Тейри! Огъурлу Тейри!

Сен кюн таягъындан туугъан,

Сен жерни, сууну  бийлеп тургъан,

Тейри, халал Тейри» 

«В древности балкарцы и карачаевцы поклонялись Тейри и исполняли свои религиозные обряды, обращаясь к нему. Он являлся для них богом. Они приносили ему жертвы, обращаясь к нему со своими просьбами:

«Тейри! Добрый Тейри!

Ты, рожденный лучом солнца,

Ты – властелин земли и воды,

Тейри! Добрый (дающий) Тейри!» (15, с.38)

Как мы видим из выше изложенных строк, здесь нет и намека на других Тейри и абсолютно ясно выражается, что Тейри являлся для балкарцев и карачаевцев  - богом. Составитель хрестоматии Хаджиева Т.М. верна в своих суждениях, называя Тейри «их Аллахом».

«… большой интерес представляет божество балкарцев – Уллу Тейри (Великий Тейри), который не фиксируется в мировоззрениях кавказских народов. По представлениям карачаево-балкарцев, Тейри – это владыка и повелитель богов, посылающий беды, обеспечивающий богатый урожай, хороший приплод скота и т.п.» (23,с.27)

Так видится Тейри И. Мизиеву. Но он тоже ошибочно считает Тейри – Уллу Тейри – верховным божеством среди других Тейри

Я еще раз подчеркиваю,  что Тейри был единственным и других Тейри не существовало. Жаль, что такой знаток истории Балкарии И. Мизиев не сумел реально выразить единственность Тейри.

Почти такое же значение, как И. Мизиев, дают авторы историко-этнографического очерка «Карачаевцы»: «Главным божеством карачаевцев, подателем всяческого добра считается Тейри. Именно в этой роли он выступает в народных песнях и преданиях». (13, с.273)

Но это не значит, что на самом деле Тейри был главным божеством, а не единым всевышним богом.

Составители древних песен, возможно, сами не понимали значение Тейри и всячески стремились поднять роль Тейри, сделав его главным среди не существующих других Тейри, давая таким способом почет и авторитет самому Тейри. Как бы ни пелись древние песни, народ верил в единого бога Тейри.

В этом отношении очень интересны следующие выводы, сделанные И.М. Шамановым: «1)Имя Тейри в значении «бог»  употребляется в многочисленных клятвенных формулах: «Тейри бла ант этеме» - «клянусь Тейри»; «Тейри де»- буквально «скажи Тейри»; 2) в проклятиях: «Тейри урсун» - «пусть поразит Тейри»; «Тейри онгдурмасын»- «пусть Тейри не благоволит»; 3)в здравицах, благопожеланиях (алгъыш), большей частью они традиционно начинаются с призвания благословения Тейри, например: «Тейри онг айландырсын» - «Тейри пусть благоволит» и т.д.»

 Как видим, И.Шаманов в своей статье делает очень правильный вывод, что имя «Тейри» употребляется в значении «бог», хотя он свою статью озаглавил совсем неправильно, т.е. «Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии». Как видим, в названии статьи автор утверждает, что Тейри - божество, хоть и главный, а в выводе доказывает, что Тейри является богом. И это он доказывает примерами. Ну что на это скажешь? Бывает и так. А истина в том, что он правильно считает Тейри богом.

 Само собой разумеется, что если балкарцы и карачаевцы верили в  Тейри, поклонялись ему как единому богу и совершали религиозные обряды, то должны были быть какие-то доказательства в виде храмов и различных предметов религиозного культа. Были ли на территории Балкарии и Карачая такие доказательства? Да! Их было довольно  много. В начале данной работы я пересказал воспоминания моей бабушки Алтынкъыз. Она подробно перечислила и описала «Тейри», «Къач», «килиса», «бабас» и упомянула Геуюргю, Леуан Шыйых, Тотур, Байрым, Элия и др.

А сейчас я хочу вернуться к высказываниям М.Аджи. Вот как он объясняет значение креста для христиан и кипчаков: «…заслуживает отдельного разговора самый главный, отличительный символ христианства - крест. У кипчаков он назывался «хач». Армяне, приняв тенгирианский канон и равносторонний крест, сохраняли его название «хач»…Над Армянской церковью крест вознесся раньше, чем над Византийской или Римской…Он –знак Тенгри-Хана, Бога-Отца, и история его куда более древняя, чем все то, что произошло две тысячи лет назад где-то в Палестине.» (2,с.219)

 А вот у балкарцев и карачаевцев крест называется «Къач», а не «Хач». Хотя значение одно и то же. Таким образом, следует отметить, что основным символом у тенгириан и христиан является крест. Хотя христиане крест переняли от тенгириан в IV веке. Это доказывает в своем труде М.Аджи.

 Многие авторы, касающиеся религии Балкарии и Карачая считали их не тенгирианами, а христианами и соответственно все найденные предметы религиозного культа адресовали к христианской религии.

         Точно так поступал С.К.Бабаев в своем труде «К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов» Нальчик, «Эльбрус» 2000 год. Вот некоторые его высказывания: «Это подтверждается и наличием на территории Балкарии многочисленных остатков церквей, часовен, христианских храмов и прочих сооружений, а также большого количества крестов и других предметов религиозного культа». (6, с.154)

«В селении Кюннюм располагалось башня Абаевых. …Она в верхней своей части с двух сторон имела кресты». (6,с.165) «В районе селения Шканты, на левом берегу Иртышки, находилось еще одна башня «Абай къала», которая в конце XIX века была обследована Н.Харузиным и другими. Они отмечали, что с двух сторон ее виднелись углубленные в стену четырехконечные равносторонние кресты.

…Он описал вторую церковь, расположенную около селения Шканты, и третью в центре этого же населенного пункта. На преддверии последней был приделан крест, а под ней в больших сундуках хранились церковные книги и утварь». (6,с.166)

Конечно, С.К.Бабаев считает, что все это относится к христианской религии. Видимо, он пришел к такому выводу, опираясь на труды авторов, изучавших эту тему до него.  

Но нам ценно то, что он перечисляет очень много церквей, часовен, предметов религиозного культа и церковных книг, находящихся и найденных на территории Балкарии. Так как это свидетельствует о том, что у балкарцев и карачаевцев была не христианская, а тенгрианская религия.

 С.Бабаев в своей книге одну из глав назвал «христианские памятники Балкарии» (с.165-177), из которого я уже цитировал то, что касается Черекского ущелья. Но он приводит очень много примеров из трудов, посещавших Балкарию, ученых в XVII-XIX веках. Они посещали не только Черекское ущелье, но также побывали в Хулам-Безингийском, Чегемском, Баксанском ущельях и в Карачае.

И, конечно же, они находили в каждом ущелье остатков церквей, часовен, кешене, башни, религиозные книги, утварь, четырехконечные равносторонние кресты и рисунки, фрески на развалинах церквей и часовен. И, не задумываясь иначе, они причисляли эти церкви к христианским. Видимо, это было выгодно всем – и христианской церкви, и верхушке балкарского общества. Так было легче и привлекательнее.

Опять я хочу привести высказывание М. Аджи о церкви: «Церковь, храм у степняков называли «килиса»… Название «килиса» идет от священной горы Кайласа…». (2,с.225-226)

Я уже говорил, что балкарцы и карачаевцы тенгрианские храмы называли килисой, а не церковью или мечетью.

И еще, М. Аджи сообщает очень интересную деталь – о форме строения тенгрианских храмов: «…тенгрианские храмы возводились на фундаментах, которые в плане имели форму равностороннего креста. Кроме значения прочности и неуничтожаемости, крест символизировал и перекрёсток, где сходились пути мира. Построенный храм, таким образом, становится символом вечности («Дорога – это жизнь»), путь к нему открывается со всех четырех сторон». (2, с.230)

Из всех авторов освещающих религию балкарцев и карачаевцев и утверждающих наличие христианских церквей, часовен, начиная от Вахушти и кончая С. Бабаевым, ни один не описывает форму церковных строений, т.е. килис. Да, они утверждают, что эти Церкви (килисы) имели приделанные равносторонние кресты, да еще в сундуках, находившихся внутри килис, хранились религиозные книги. К сожалению, этих книг никто не прочитал, да навряд ли  смогли бы прочитать. Никто из авторов даже не подумал тенгирианский храм назвать своим именем - килисой. И все как один называют эти храмы церковью. Примером того, что килисы строились в  форме креста, как говорит М.Аджи, могут служить храмы - килисы находящиеся на территории Карачая в Нижнеархызском комплексе и Зеленчукский храм, которые, якобы, считаются аланскими христианскими храмами. А так же «православный» храм в Чегемском ущелье в местности Личиу. Но их форма - крестообразная. Поэтому эти храмы являются тенгирианскими килисами, а не христианскими церквами.

Ни один из исследователей, А.С.Фиркович, М.И.Ермоленко, В.Ф.Миллер, М.М.Ковалевский, Ю.А.Кулаковский, Д.А.Вырубов, Б.К.Далгат и многие другие, которые посещали Балкарию и описали «церкви», к сожалению, не говорили о форме этих «церквей», точнее килис. Как бы не было находящиеся в Балкарии и описанные исследователями «церкви» являлись килисами. Хотя предназначения церквей и килис почти одно и то же. Поэтому, что и тенгириане и христиане верили в единого бога, богослужения проводили в килисах и церквях, у тех и у других самыми главными символами является къач и крест, и конечно не возможно было различить тенгирианство от христианства. И поэтому все ученые-исследователи как один считали тенгирианскую религию христианской, а Тейри - главным божеством среди языческих божеств. Конечно же, элементы язычества можно находить в любой из ныне существующих мировых религий. Так же как все народы в своем развитии не миновали первобытно-общинного строя, практически ни один народ не миновал - в религиозном отношении - язычества. Вот почему все исследователи сразу видят в Тейри главное языческое божество.

Меня особенно удивляют те ученые, которые являются балкарцами и жили среди балкарского народа, впитывая в себя культуру, традиции и обычаи своего народа, а именно: М.Абаев, К.Азаматов, С.Бабаев, М.Джуртубаев, И.Мизиев и Х.Малкандуев. Они-то и должны были понимать, что Тейри употребляется не как божество, а как «бог», «Аллах». Их рассуждения о Тейри и их выводы, о том, что балкарцы являлись язычниками похоже на балкарскую пословицу - «Зылгылыла айыуну кесин кере тургъанлай, ызын ызлай эдиле» (Зылгинцы (жители Зылгы), видя самого медведя, выслеживали его след). Ведь они-то должны были понимать, что в христианской и мусульманской религиях такие понятия как Тейри, къач, килиса, бабас, не существовали. Так же, они должны были понимать, что вера в Тейри - это самостоятельная религия, которая являлась основой христианской религии, что тенгириане гораздо раньше использовали самые главные предметы религиозного культа, такие как крест, и понятия святых апостолов Николла, Геургю, Байрым, Тотур, Элия, Леуан  и другие. Наши предки  использовали их в своих религиозных верованиях и почитали их. А вот Иисус Христос, пророк христианской религии, не был  знаком в те времена балкарцам и карачаевцам до принятия ислама. И это свидетельствует, что до ислама балкарцы и карачаевцы были тенгирианами. И еще один момент: ни один балкарец не проклянет: «пусть тебя накажет Тейри луны, Тейри солнца, Тейри земли, Тейри воды и т.д.», а скажет:  «Пусть тебя накажет Тейри!», «Пусть тебя побьет Тейри!»   и т.д.   

К историческим и языковым доказательствам того, что карачаево-балкарцы были тенгрианами кроме вышеуказанных религиозных понятий – Тейри, къач, бабас, килиса, Геуюргю, Байрым, Тотур, Элия, надо добавить  Адама и Еву (Адам бла Хауа). Когда Аллах (бог) сотворил первых людей – мужчину назвал Адамом, а женщину – Хауа (Евой). Об этом свидетельствуют все китабы (книги), посланные Богом через своих посланников на землю людям. Но не это главное. Главное то, что слово «Адам» из имени собственного, превратилось  в имя нарицательное, которое с карачаево-балкарского переводится как «человек». И можно с уверенностью сказать, что слово «Адам» в карачаево-балкарский язык проникло из тенгрианской религии, а не из христианской или мусульманской. Думаю, что об Адаме и Еве (Хауа), о Геюргю и  Байрыме, о Тотуре и Элие, о Леуане, о правилах богослужений  и самое главное о Тейри и Къаче наверняка было написано в исчезнувших китабах (книгах), хранившихся в сундуках, которые находились в килисах.

         Есть еще другие знатоки истории, традиций и культуры балкарского народа, которые, как и я, самостоятельно пришли к такому же выводу, что в Балкарии и Карачае до принятия Ислама не было христианской религии, а была тенгрианская религия. То есть я не одинок в своих суждениях. К примеру, 15 апреля 2010 года была телепередача о Чегемском ущелье и селении Лыгыт  и Верхнем Чегеме. Передачу вела Ахузат Мишаева. В передаче участвовал знаток истории Чегема, ныне покойный, Исхак Газаев. И ведущая Ахузат Мишаева спросила его о религии, а именно о христианской религии в Чегеме (и в Балкарии в целом). Исхак Газаев категорически отрицал это, утверждая, что никаких следов  существования христианства в Чегеме, как в целом и в Балкарии, нет и не было. Он также подметил, что мы и сейчас клянемся именем Тейри. Это говорит о том что до мусульманства у нас была тенгрианская религия. Это факт, что балкарцы и карачаевцы верили  в Тейри.

Так же это вначале XVIII в. очень точно определил Г.Ю. Клапорт, что «простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри)» (3, с.245). Таким образом, Г.Ю. Клапорт считает Тейри не божеством, а Богом, а также он доказывает что, кроме тенгрианства в то время не было христианства, а ислам только начинал проникать в верхи общества.

Более конкретно выражается значение «Тейри» составителем хрестоматии Къарачай-Малкъар фольклор Хаджиевой Т.М.: «В древности балкарцы и карачаевцы поклонялись Тейри и исполняли свои религиозные обряды, обращаясь к нему. Он (Тейри) являлся их Аллахом. Они приносили ему жертвы и обращались к нему со своими просьбами:

«Тейри! Добрый Тейри!

Ты, рожденный лучом солнца,

Ты, властелин земли и воды!

Тейри! Добрый (дающий) Тейри!»(15, с.38)

Как мы видим из выше изложенных строк, здесь и намека нет на других Тейри. И абсолютно ясно выражается, что Тейри является их (т.е. балкарцев и карачаевцев) Аллахом.

И. Шаманов в своей статье «Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии» правильно выражает значения Тейри: «Имя Тейри, в значении «бог», употребляется в многочисленных клятвенных формулах». (31)

М.Аджи более ясно выражает единственность Тейри: «У тюрков в отличие от других народов Бог был единым. Этим и отличалась их вера от веры соседей».

 Исходя из всего этого, можно утверждать, что я не одинок в своих выводах о том, что Тейри у балкарцев и карачаевцев являлся богом, а не божеством. И религия была у них не языческая, а тенгирианская. И что балкарцы и карачаевцы никогда не были христианами.

А теперь немного об истории балкаро-карачаевского народа.

Вот к какому выводу пришел известный русский ученый Л.Н. Гумилев в своем фундаментальном труде «Древние тюрки». В предисловии этой книги есть такое предложение: «Третьи сложились раньше, чем самые древние тюрки, например балкарцы и чуваши». (9,с.6)

Если это так, а это без сомнений так, потому что во времена советской власти без аргументированных доказательств книги по истории не допускали к изданию. А значит, эти аргументы были доказаны автором. И если расцвет древних тюрок охватывает IV-VII вв. нашей эры, то получается, что балкарцы сложились как народ до IV века нашей эры и это факт, который мы постараемся доказать.

А доказать это надо для того, чтобы также доказать, что и религия наша независима от религии кипчаков, как об этом думает М.Аджи, и что она более древняя, чем тенгрианская религия у кипчаков.

А теперь я хочу процитировать высказывания из исторических источников, относящихся к истории балкаро-карачаевского народа, несущие наиболее ценные сведения о нем: «Предки балкарцев и родственных им карачаевцев являются одним из древних жителей Кавказа. Формирование балкаро-карачаевцев связанно с проникновением на северный Кавказ степных кочевнических традиций, бытовавших в евразийских степях». (32,с.72)

К такому выводу пришли составители учебника истории Кабардино-Балкарии. Примерно такой же вывод делает известный балкарский ученый-историк И.Мизиев в своих фундаментальных трудах: «Из всего изложенного вытекает, что древнейшую основу формирования балкарского народа составило смешение древнейших кавказцев с древнейшими кочевыми племенами евразийских степей. Позднее в этот процесс включились племена скифов, алан и болгар». (25,с.7)

Из другого его труда: «Выводы. Балкарцы и карачаевцы представляют собой древнейший народ Кавказа. ...Имеющиеся в науке материал доказывает, что балкарцы и карачаевцы на Северном Кавказе проживают уже более 5000 лет. До монголо-татарских погромов их этно-исторической территорией были горы и предгорья Северного Кавказа между реками Лаба и Терек». (27,с.103-104)

         Известный русский историк Я.А. Федоров подтверждает выводы И. Мизиева: «Племена кобанской культуры стали основой формирования северокавказских народностей: осетин, карачаевцев, балкарцев (30,с.41). «Этноним басиане не что иное, как асы - ветвь аланского союза племен. Впоследствии согласно некоторым источникам (Ламберте, Гербер), это название прочно утвердилось за балкарцами, а аланы за карачаевцами. ... Письменные источники прямо говорят, что балкарцы и карачаевцы, последние носители этнонимов аланы и асы (ясы в русских источниках)» (30,с.102). «... Появление кочевников-тюрок не изменило антропологического типа, сам процесс формирования карачаево-балкарского народа происходил на базе коренного кавказского субстрата,  карачаевцы и балкарцы по материальной и духовной культуре - коренные кавказские горцы.

Привлеченные данные свидетельствуют об их автохтонном происхождении, т.е. и карачаевцы, и балкарцы – коренные народы Северного Кавказа». (30, с.104)

Никто не может отрицать, что Я.А. Федоров знаток истории народов Северного Кавказа. И что он не преувеличивает возраст карачаево-балкарского народа. Если это так, то выводы сделанные И. Мизиевым верны. И нет основания ревизовать его труды  и не верить им.

Очень интересна новая теория, выдвинутая К.Т. Лайпановым и И.М. Мизиевым о происхождении тюркских народов: «В настоящее время большинство тюркологов склонно считать прародиной тюрок Алтай, Южную Сибирь и Прибайкалье. Мы же склонны считать их прародиной Волго-Уральский регион, откуда тюркские племена в IV-III тыс. до н.э. расселились во многие регионы Азии и Европы». (21,с.17)

         «Эта группа ученых считает прародиной тюркских племен Волго-Уральское междуречье с примыкающими сюда регионами. Алтай, Южная Сибирь и Прибайкалье, возможно, были их второй прародиной, откуда они снова двигались в Европу и западную Азию, где их и застают древние авторы». (21, с.14)

         Все указанные выше авторы (Гумилев Л.Н., Федоров Я.А., Лайпанов К.Т., и Мизиев И.М.) для того чтобы доказать правдивость своих высказываний и выводов использовали огромное количество исторических источников. Они путем многолетних исследований, выявили наиболее достоверную, обоснованную историческую правду. И не верить им нельзя.

Поэтому мы, опираясь на их труды, можем сделать следующий вывод: балкарцы и карачаевцы сложились как народ в II-I тыс. до н. э.

Кроме многочисленных исторических источников, о древности карачаево-балкарского народа свидетельствует богатая духовная и материальная культура, традиции, обычаи и, конечно же, и древняя религия. 

Выводы:

1.    Все исследователи, побывшие в Балкарии и Карачае в XVIII-XX веках, касающиеся в своих трудах истории балкаро-карачаевского народа, считали балкарцев и карачаевцев приверженцами язычества с главным божеством Тейри примерно до VI-VII вв. н.э. начиная с VII в. до XVII, до принятия ими ислама, считали балкарцев и карачаевцев христианами.

2.    Соответственно, находящиеся на территории Балкарии и Карачая храмы, часовни (килисы) считались церквами христианскими, а  найденные предметы религиозного обихода также относили к христианским. Найденные или увиденные книги в килисах и фрески на стенах килиса считались христианскими, т.е. все следы тенгрианской религии относили к христианству.

3.    Конечно же, как и все народы, балкаро-карачаевский народ не миновал ни первобытного строя, ни, соответственно, язычества. И как у всех народов, следы язычества сохранились и у балкарцев, и у карачаевцев.

4.    Но самое главное то, что балкарцы и карачаевцы сложились как народ до начала нашей эры. И имели свою религию – тенгирианскую, гораздо более древнюю чем христианская и тенгрианская у кипчаков. Верующие очень почитали Геуюргю, Тотур, Элия, Байрым, Леуан Шыйых. Им не был известен И. Христос, самый почитаемый христианский пророк. Имели свои храмы – килисы, часовни, религиозные китабы (книги), къач (крест), и другие религиозные атрибуты. В храмах служили образованные бабасы.

5.    То, что балкарцы и карачаевцы не знали и не покланялись Иисусу Христу может служить главным аргументом, подтверждающим то, что до принятия ими Ислама ни в Балкарии, ни в Карачае не было христианства.

6.    Кроме единого Тейри не было никаких других Тейри.

7.    Основой христианства является тенгирианство. Поэтому все религиозные каноны тенгирианства и христианства практически одинаковы. Вследствие этого, все ученые-исследователи тенгирианскую религию в Балкарии и Карачае принимали за христианскую.

8.    И балкарцы, и карачаевцы до конца XVIIв. до принятия ими Ислама были тенгрианами.

9.    А с конца XVIIIв. на территории Балкарии и Карачая господствует Ислам.

10. Кроме тенгрианства и Ислама ни балкарцы, ни карачаевцы других религий не знали.

11. Рано или поздно учеными мира и России, а также мировым сообществом будет признана тенгрианская религия как одна из ранних мировых религий. Вместе с этим балкаро-карачаевский народ будет признан одним из самых древнейших приверженцев этой религии.

12. И так, балкарцы и карачаевцы являются одним из самых древних автохтонных народов Кавказа, а также одним из древнейших народов среди тюркоязычных народов, с древней культурой, своеобразными традициями, обычаями и конечно с одной из самых древних религий. 

Библиография.

1.     Абаев М.К. «Балкария». Нальчик; издательство «Эльбрус» 1992г.

2.     Аджи.М «Полынь половецкого поля». Москва;1994г.

3.     «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX в.в.» Нальчик;1974г.

4.     Азаматов.К «Пережитки язычества в верованиях балкарцев». Из истории Кабарды и Балкарии. Нальчик;1980г.

5.   Алексеева Е.Н. «Карачаевцы и балкарцы - древний народ Кавказа». Черкесск;1963г.

6.   Бабаев.С.К «К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов». Нальчик;2000г.

7.  Биджиев.Х.Х. «Погребальные памятники Карачая XIV-XVIIв.в.»; «Вопросы средневековой истории народов Карачаево-Черкессии». Черкесск;1979г

8.     «Бурунгулу таурухла бла хапарла». Нальчик;1970г.

9.      Гумилев Л.М. «Древние тюрки». Москва;1967г.

10.  Джиоев М.К. «Походы Тимура в Аланию. Проблемы истории СССР». Выпуск 2, Москва;1980г.

11. Джуртубаев М.Ч. «Древние верования балкарцев и карачаевцев». Нальчик;1991г

12.  Ермоленко М.И «Древние христианские храмы близ Нальчика и мумии балкарских могильников Терской области». Ставрополь;1910г.

13.   «Карачаевцы. Историко-этнографический очерк». Черкесск;1978г.

 

14. «Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях». Нальчик;1983г

15.    «Къарачай-Малкъар фольклор». Хрестоматия. Нальчик;1976г.

16.    Лавров Л.К. «Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века». Кавказский этнографический сборник IV. Москва;1969г.

17. Лавров. Л.К. «Из поездки в Балкарию». Советская этнография. Москва;1939г. СБ-2.

18.    Ланге Б.А. «Балкария и балкарцы». Кавказ;1903г. №№287,294.

19.    Лайпанов Х.О. «К истории карачаевцев и балкарцев». Черкесск;1957г

20.  Малкандуев Х.Х. «Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев». Нальчик;1990г.

21.  Лайпанов К.Т. и Мизиев И.М. «О происхождении тюркских народов». Черкесск;1993г.

22. Мизиев И.М «Шаги к истокам этнической истории центрального Кавказа». Нальчик;1986г.

23. Мизиев И.М. «Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории». Нальчик;1981г.

24.  Мизиев И.М. «Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIIIв.в.». Нальчик;1991г.

25. Мизиев И.М. «Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVIIIв.в.». Нальчик;1995г.

26.  Мизиев И.М. «История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура». Нальчик;1996г.

27. Мизиев И.М. и Джуртубаев М.Ч. «История и духовная культура карачаево-балкарского народа». Минги тау 1;1994г.

28.   «Мифы народов мира». в 2-х т., Москва, 1987,1988 гг.

29.   «О происхождении балкарцев и карачаевцев». Нальчик, 1960 г.

30. Федоров Я.А. «Историческая этнография северного Кавказа». Издательство МГУ, 1983.

31.    Шаманов И.М. «Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии. Проблемы археологии и этнографии в Карачаево-Черкессии». Черкесск, 1982 г.

32.    «История Кабардино-Балкарии». Учебное пособие. Нальчик,1995 г.

33.     Словари: энциклопедический, этимологический, толковые, иностранных слов

 

            

Категория: Мои статьи | Добавил: muston (06.08.2014)
Просмотров: 4432 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz